Эксклюзив
20 апреля 2012
2719

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: ... вопросы экологии являются частью проблематики общего экономического пространства России и ЕС...

Диалог Россия - ЕС в области климата

Проблемы климата и в более широком плане - экологической безопасности, которые будут во многом определять повестку международных отношений в ХХI веке, уже стали частью программ широкого спектра политических сил и активности гражданского общества, что характерно как для России, так и для Европейского Союза.

Россия и ЕС являются географическими соседями, что означает особую взаимозависимость в вопросах экологической безопасности. На сегодняшний день вопросы экологии являются частью проблематики общего экономического пространства России и ЕС. Однако есть все основания выделения этих проблем в отдельное направление, которое могло бы получить название "общего пространства экологической безопасности"[1].

В связи с этим актуальным представляется экспертное обсуждение соответствия российского законодательства, институционального, финансово-инвестиционного и инновационного обеспечения экологической безопасности стандартам ЕС в этой сфере. Отдельной темой является нынешняя экологическая ситуация в России, в том числе её влияние на ЕС, оценка общих экологических вызовов и угроз. Другой важный аспект - выявление и анализ на основании социологических опросов отношения населения в России и ЕС к вопросам экологической безопасности, связанные с этим страхи и ожидания. Результаты подобных исследований позволили бы институтам гражданского общества активнее влиять на формирование политики в области экологической безопасности на национальном и международном уровне.

Особое значение для развития сотрудничества России и ЕС в сфере экологической безопасности в интересах устойчивого развития имеет российско-германский диалог, поскольку Германия - экономический лидер ЕС, член "Евротройки", главный торгово-экономический партнер нашей страны в мире, уже вовлечена в совместное решение экологических вопросов с российской стороной, в том числе в рамках проекта по строительству Северо-Европейского газопровода.

"Фактически в начале века у России появилось право вето, и в Евросоюзе это понимают. Не случайно вопрос о глобальном потеплении был впервые поднят на высший уровень в ходе переговоров между президентом России В.В. Путиным и канцлером Германии Г. Шредером. Подобного до сих пор не случалось на встречах российского президента с главами европейских государств, Комментируя итоги российско-германского саммита в Санкт-Петербурге 9-10 апреля 2001 года, канцлер Германии не скрывал своей радости по поводу общности позиций двух стран относительно Киотоского протокола.

Все это открыло России дополнительные возможности по взаимодействию с ЕС. Появляется шанс наверстать упущенное за годы пассивности и выйти на нормальный формат сотрудничества, адекватный роли России и ЕС в Европе и мире. Сглаживается и неловкость, связанная с необходимостью отхода от слишком очевидной ориентацией на США в рамках переговорного процесса, свойственная России до самого последнего времени. Полная "смена декораций" позволяет открыто сотрудничество с ЕС в данном вопросе практически с чистого листа"[2].

Безусловно, успех и динамика взаимодействия России и ЕС в сфере климата и экологии будут зависеть от нахождения общих развязок, связанных с проблемами энергодиалога, общей безопасности, формата участия ЕС в модернизации нашей экономики и технологической базы. Представляется, однако, что проработка вопросов на этих направлениях должна развиваться параллельно, по принципу "комплиментарности". Только в этом случае удастся выстроить здание сотрудничества на основе гармоничных пропорций и будет получен необходимый синергетический эффект.

Одним из важных подтверждений того, что подобный подход уже находит отражение в текущем международном сотрудничестве России и ЕС стал семинар по сотрудничеству в создании совместного центра энергоэффективности в ОАО "Мосэнергосбыт" 15 декабря 2009 г. в рамках заседания тематической группы по энергоэффективности Энергодиалога Россия-ЕС[3].

В мероприятии под председательством Директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Министерства энергетики РФ Сергея Михайлова, приняли участие представители Еврокомиссии, Министерства экономики и технологий Германии, российских научных организаций и бизнес-сообщества.

В направления деятельности планируемого совместного центра входит проведение испытаний, сертификация, мониторинг, обучение и предоставление консультаций по возобновляемым источникам энергии и экономичному оборудованию. Российская и европейская стороны обсудили перспективы создания центра и подтвердили намерение продолжить диалог.

Кроме того, участники семинара проявили интерес к идее организации совместной Международной ярмарки проектов по энергетической эффективности в России, представленной бизнесменами. Российская и европейская стороны Энергодиалога поддержали этот проект.

Одной из актуальных тем дискуссий стал проект создания совместного интернет-портала, посвященного Энергетическому диалогу Россия-ЕС в области энергоэффективности и ВИЭ. Этот проект предполагает формирование площадки для аккумулирования информации о деятельности стран в сфере энергоэффективности, а также представление участников рынка в этой сфере. Планируется, что интернет-портал начнет функционировать в 2010 году.

На мероприятии также был скорректирован план работы по сотрудничеству Россия-ЕС на предстоящий год. В нем учтены совместные мероприятия, которые способствуют практической реализации проектов в сфере энергоэффективности и ВИЭ.

Существенную роль в решении проблем энергоэффективности экономики и инфраструктуры призвано также сыграть созданное в 2009 г. Российско-германское энергетическое агентство (РУДЭА)[4].

Важно понимать однако, что это только первые шаги на данном направлении - в большей степени создание институциональной рамки сотрудничества. Динамика развития совместных проектов будет зависеть от тех ключевых политических и экономических решений, на которые нам удастся выйти с ЕС в целом.

На этом направлении международного сотрудничества диалог на уровне гражданского общества играет особую роль. Как на национальном, так и на международном уровне "разработка и реализация системных мероприятий по предотвращению и сокращению климатических изменений невозможны без широкого участия различных научных институтов, в том числе ведущих вузов страны"[5]. С другой стороны в новой Климатической доктрине Российской Федерации недвусмысленно говориться о необходимости создания "механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом, органами государственной власти, ответственными за принятие решений, населением и деловыми кругами"[6].

Российский региональный экологический центр (РРЭЦ) был образован в соответствии с решением Конференции министров окружающей среды региона под эгидой Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН, состоявшейся в Софии в 1995 г. В состав учредителей вошли Европейская комиссия и Российская академия государственной службы при Президенте РФ[7].

РРЭЦ был официально зарегистрирован 18 августа 2000 г., как национальная автономная некоммерческая организация. РРЭЦ - один из сети партнерских региональных экологических центров, работающих в Центральной и Восточной Европе. Он продвигает использование методов лучшей международной практики и стандартов в экологической политике и природоохранной деятельности России.

С момента своего основания РРЭЦ уделяет большое внимание проблеме изменения климата. Еще до вступления в силу Киотского протокола РРЭЦ предоставлял площадку для переговоров по продвижению к ратификации Киотского протокола в России, и в течение последующих лет осуществлял самые разные проекты: от просвещения населения до участия в реализации пилотных совместных проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов.

С момента вступления в силу Киотского протокола основными задачами РРЭЦ являются:

- содействие в налаживании диалога между Россией и Европейским союзом по вопросам изменения климата;

- оказание содействия российским министерствам и ведомствам в соблюдении международных обязательств Российской Федерации;

- помощь в реализации механизмов Киотского протокола в Российской Федерации;

- информационная работа, оказание экспертной поддержки, консалтинговых услуг.

Одной из основных задач РРЭЦ является налаживание Диалога по охране окружающей среды между Россией и Европейским Союзом, в том числе, в рамках Подгруппы по изменению климата, а также информирование заинтересованных сторон о деятельности Подгруппы.

Эксперты РРЭЦ участвуют в переговорном процессе Сторон РКИК и Киотского протокола, входят в состав различных рабочих групп, готовят аналитические и справочные материалы для российских министерств и ведомств, участвуют в разработке официальных документов и нормативно-правовых актов по проблеме изменения климата и реализации РКИК ООН и Киотского протокола.

РРЭЦ оказывает содействие российским и зарубежным бизнес-структурам, заинтересованным в реализации проектов совместного осуществления, в подготовке необходимой документации в соответствии с требованиями Киотского протокола, а также в работе с зарубежными инвесторами, продвижении проектов на мировой рынок.

РРЭЦ регулярно публикует статьи, тематические брошюры по проблеме изменения климата, проводит пресс-конференции, предоставляет площадку для обсуждения практических вопросов и организации диалога между правительством, бизнесом и общественностью, включая проведение конференций, семинаров, круглых столов.

Благодаря накопленному опыту в осуществлении различных проектов по указанной тематике, высокому профессионализму экспертов, возможности привлечения европейского опыта за счет тесных связей с ЕС, а также сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами в России, РРЭЦ занимает важное положение среди других российских организаций.


______________________

[1] Никитин А.К. Саммит в Копенгагене - повод задуматься о месте экологической безопасности в системе внешнеполитических приоритетов России [Электронный ресурс] // Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России / Эксперты МГИМО/ Эксклюзив. 01.12.2009. http://www.mgimo.ru/news/experts/document128424.phtml

[2] Рогинко С.А. Европейский Союз и проблемы глобального потепления. М.: Экслибрис-пресс, 2001. С. 50.

[3] Энергодиалог Россия-ЕС / Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс] http://minenergo.gov.ru/news/ min_news/2553.html

[4] Никитин А.К., Кабулова О.З. Модель взаимодействия России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса / А.К. Никитин, О.З. Кабулова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. С. 82.

[5] Мастушкин М.Ю., Никитин А.К. Изменение климата требует консенсуса. В МГИМО прошел круглый стол "Реализация климатической политики в РФ и проблемы международного сотрудничества в климатической сфере" / М.Ю. Мастушкин, А.К. Никитин / Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России - МГИМО-Университета, 16 апреля 2010 г. [Электронный ресурс] http://www.mgimo.ru/news/ university/document150096.phtml

[6] Климатическая доктрина Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. N 861-рп) / Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] http://www.president.kremlin.ru/news/6365

[7] Официальный сайт Российского регионального экологического центра (РРЭЦ) [Электронный ресурс] http://www.rusrec.ru/


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

20.04.2012

www.nasled.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован