Эксклюзив
Матвиенко Валентина Ивановна
28 июня 2017
1813

Совет Федерации защитит государственный суверенитет России

Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Main img 8069

Участники первого заседания Временной комиссии СФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России под председательством сенатора Андрея Климова. Фото сайта Совета Федерации.

В Совете Федерации 27 июня состоялось первое заседание Временной комиссии палаты регионов по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России.  Комиссия была создана по инициативе Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Временная комиссия (далее Комиссия) создана в преддверие парламентских выборов, которые состоятся в России 10.09.2017 г., и президентских выборов в 2018 году. Такое решение обусловлено многими факторами, и, прежде всего, многочисленными попытками влиять на внутреннюю жизнь стран извне, в том числе и России, используя несовершенство национального законодательства. Недавний пример: 3 мая 2017 года Палатой представителей США был одобрен «Акт о финансировании разведывательного сообщества на 2017 год». Но это лишь внешняя сторона медали. В документе есть положения о создании и функционировании в структуре исполнительной власти США межведомственного комитета. Его прямое назначение – противодействовать «скрытому влиянию», якобы осуществляемому Россией в отношении суверенных государств. По этому поводу в Совете Федерации в начале июня (7.07.2017) состоялись парламентские слушания на тему: «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика».

Но и у этой ситуации есть своя история. Начиналась она на 136 Ассамблее Межпарламентского союза (МПС) в Дакке (Бангладеш) в начале апреля с.г., когда к рассмотрению была принята российская резолюция о роли парламентов в предотвращении внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Ключевой пункт документа – призыв к парламентам сформировать нормативно-правовую базу, которая может обеспечить  противодействие внешнему вмешательству в суверенитет государства. Вместе с тем резолюция предлагает создать наблюдательный орган МПС, работающий на основе международного права и Устава ООН, чтобы оперативно реагировать и предотвращать внешнее вмешательство во внутренние дела суверенных государств. «За» рассмотрение данной резолюции проголосовали тогда представители 22 стран, а 20 -  «против». Присутствовавший в российской делегации от Государственной Думы, заместитель Председателя ГД РФ Пётр Толстой так прокомментировал такое голосование: «Парламенты всего мира дали отпор англосаксам и их союзникам, продолжающим по инерции нести бремя «белого человека».     

Комиссия в Совете Федерации создана, её председатель – сенатор Андрей Климов, заместитель председателя Комитета СФ по международным делам. В состав Комиссии также вошли 10 сенаторов - Б.А.Невзоров (заместитель председателя Комиссии), В.А.Богданов, Л.Н.Бокова, О.Ф.Ковитиди, А.В.Кондратьев, О.В.Морозов, В.В.Полетаев, О.Л.Тимофеева, И.К.Чернышенко. Основные цели Комиссии - подготовка предложений по совершенствованию российского законодательства в сфере защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела страны; а также – проведение мониторинга деятельности иностранных государств, международных объединений и международных организаций, направленной на осуществление вмешательства во внутриполитические процессы в Российской Федерации.

Итак, почему необходимо проведение мониторинга, хорошо объяснил Константин Косачёв, председатель Комитета СФ по международным делам, который был приглашен к участию в первом заседании Комиссии. «Мы имеем дело с системным, широкомасштабным, хорошо организованным, щедро финансируемым и долгосрочным явлением вмешательства в суверенные дела Российской Федерации, - сказал сенатор. - Это не тактика, предназначенная под определённую задачу, это стратегия наших геополитических оппонентов, которая требует такого же стратегического ответа». Как подчеркнул К.Косачёв, стратегия эта не скрывается, а напротив, она прописана в огромном количестве публичных актов. Сенатор убеждён, что «это стратегия сдерживания России». Она реализуется различными методами – военное сдерживание через укрепление блока НАТО и приближение его инфраструктуры к российским границам; экономическое сдерживание – политикой антироссийских санкций в отношении нашей страны, а политическая линия направлена на подрыв государства изнутри. Константин Косачёв напомнил, как 100 лет назад, в 1917 году геополитические оппоненты России стремились предвосхитить исход Первой мировой войны, активным образом влияя на внутриполитические процессы в России. И отчасти им это удалось. Спустя 100 лет цели остаются теми же, но меняются методы. Работа ведётся под очень благовидными предлогами – «содействие развитию демократии» в нашей стране или «поддержки деятельности гражданского общества».

«Мы имеем дело с системным, широкомасштабным, хорошо организованным, щедро финансируемым и долгосрочным явлением вмешательства в суверенные дела Российской Федерации. Это не тактика, предназначенная под определённую задачу, это стратегия наших геополитических оппонентов, которая требует такого же стратегического ответа».

По данным, которые привёл К.Косачёв, в 2013 году аккредитованных в России иностранных организаций, включая российские с зарубежным финансированием, было 2000, а финансирование их из-за рубежа составляло 36 миллиардов рублей. В 2014 году их стало уже 4000 с финансированием в 70 миллиардов рублей. В 2015 году число их превысило более 4,5 тысяч, а финансирование – 90 миллиардов рублей. При этом многие суммы не подлежат учёту, поскольку деньги проходят и наличными, и различными другими способами. Сенатор рассказал, что по результатам проверок Генпрокуратуры РФ в Реестр иностранных агентов включено 95 организаций, изначально их было 160. По линии закона «О нежелательных организациях» Прокуратурой РФ проверены 73 иностранные и международные неправительственные организации. В итоге деятельность 10 из них признана нежелательной на территории РФ, и ещё по 22-ум организациям проверки продолжаются. «Российское законодательство однозначно не рассматривает вмешательство во внутренние дела других государств в качестве инструмента нашей внешней политики», - подчеркнул Константин Косачёв.

«Российское законодательство однозначно не рассматривает вмешательство во внутренние дела других государств в качестве инструмента нашей внешней политики».

В других же странах напротив - соответствующая деятельность поставлена на прочную законодательную базу. Так Конгресс США с начала 70-х годов в общей сложности принял более 10 тысяч законодательных актов, связанных, так или иначе, с нарушением суверенитета других государств, в первую очередь под лозунгом «продвижения демократии». По оценкам экспертов, 135 действующих американских законов касаются защиты прав человека в других странах и предусматривают прямое вмешательство в этих целях в суверенные дела других государств. Ещё более 500 законов предусматривают применение санкций – политических, экономических и финансовых в отношении других государств с целью оказания давления на механизм принятия решений в этих странах.

Константин Косачёв напомнил, что в послевоенный период, с 1946 года США не менее 80 раз вмешивались в избирательный процесс в других странах. В эту цифру не входят военные операции по свержению режимов, неугодных американцам, как это было в Иране, Конго, Гватемале, Чили – речь идёт о скрытых формах воздействия на избирателей и избирательные процедуры. Формы воздействия запускаются на операции прикрытия, активно муссируется версия российского вмешательства  в соответствующие внутриполитические процессы, в частности, выборы в других странах. При этом оппоненты даже не утруждают себя поиском аргументов, фактов, доказательств. К.Косачёв привёл такой пример: с российской территории в отношении американских компьютеров исходит не более 2% атак из общего объема кибератак на американские компьютеры. На российскую электронную инфраструктуру из всего объема кибератак 28 - 29% исходит с американской территории. По информации Эдварда Сноудена, именно Агентство национальной безопасности (АНБ) США взламывало систему бронирования «Аэрофлота», внутреннюю конференц-связь ООН, базу данных Аль-Джазиры и прослушивало даже союзников Вашингтона, включая первых лиц государств.

Тем не менее, инсинуация насчёт неких хакерских атак из России стала поводом для конкретных решений США. В начале статьи упоминалось, как 3 мая Конгресс США одобрил закон, частью которого является создание комитета по противодействию «активным мероприятиям РФ с целью влияния на народы и государства». Соответствующие институты создаются и в Евросоюзе, и в НАТО. Везде под предлогом «противодействия российскому вмешательству» речь идёт об отнюдь не оборонительных, а именно о наступательных доктринах. Два американских конгрессмена выступили с инициативой об очередном изменении законодательства, регулирующего деятельность Министерства юстиции, которая позволяет без возбуждения каких-либо юридических процедур и разбирательств на административном уровне принимать решения о закрытии зарубежных представительств СМИ на территории США. Понятно, что речь идёт о вызывающей раздражение деятельности российского телеканала RT. По мнению К.Косачёва, «в этих условиях создание Временной комиссии выглядит обоснованным и давно назревшим шагом, выстроить эту работу следует на системной основе».

«В этих условиях создание Временной комиссии выглядит обоснованным и давно назревшим шагом, выстроить эту работу следует на системной основе».

Константин Косачёв предложил в рамках Комиссии на внутреннем треке собирать и распространять информацию о действиях наших оппонентов, чтобы она была известна и доступна каждому гражданину РФ. «Важно, чтобы люди поняли, что речь идёт не о посягательстве на гражданские свободы, а о защите конституционных прав и свобод каждого гражданина России», - пояснил сенатор. На внешнеполитическом треке парламентариям необходимо изучать опыт по защите своего суверенитета в других странах. К.Косачёв обратился к опыту Израиля. Там в 2011 году был принят закон о прозрачности финансирования НКО, согласно которому «незаявленное финансирование пропагандистской деятельности неправительственных организаций правительствами зарубежных стран рассматривается государством Израиль как нарушение норм и практик между суверенными демократическими странами». То же относится и к финансовой поддержке даже гуманитарных неправительственных организаций, если речь идёт о поддержке терроризма. Все НКО обязаны ежеквартально отчитываться о суммах, полученных из-за рубежа. Собранная информация публикуется в открытом реестре, брошюрах, листовках, рекламных роликах, публичных выступлениях. Организации обязаны информировать об этом аудиторию. В Израиле ведётся дискуссия о существенном ужесточении законодательства. Предлагается налагать крупный штраф, а в отдельных случаях приостанавливать деятельность НКО, которые получают зарубежное финансирование и должным образом не отчитываются. Отдельные организации будут облагаться повышенным налогом до 45% от суммы финансирования. И такой законопроект прошёл стадию правительственного голосования и находится на очереди для рассмотрения в Кнессете Государства Израиль. 

«Важно, чтобы люди поняли, что речь идёт не о посягательстве на гражданские свободы, а о защите конституционных прав и свобод каждого гражданина России».

Константин Косачёв предупредил Временную комиссию СФ: «Важно постараться перехватить международную инициативу в обсуждении этой темы, способствовать восприятию за рубежом тех решений, которые принимаются в Российской Федерации на законодательном уровне  исполнительной власти как решений демократических, легитимных, соответствующих национальному и международному праву».

Ещё одно существенное дополнение внёс сенатор: необходим мониторинг действующего российского законодательства на предмет его эффективности в противодействии внешним угрозам. На первом заседании Временной комиссии выступали и другие сенаторы, вошедшие в её состав. Но выступление К.Косачёва содержало квинтэссенцию общей концепции работы Комиссии в качестве временного органа Совета Федерации. Председатель Комиссии Андрей Климов предложил открыть «Чёрную книгу», в которую должно вносить все факты нарушения национального суверенитета независимых государств. 

Сенаторы условились проводить заседания Комиссии не реже одного раза в квартал.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован